ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18.02.2013 № 79
Об утверждении Программы поэтапного совершенствования
системы оплаты труда при оказании муниципальных услуг
на 2013-2018 годы
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 30.10.2012 №170 «Об утверждении Перечня значений показателей социально-экономического развития Самарской области на период с 2012 по 2020 год», Администрация муниципального района Похвистневский
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Утвердить Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании муниципальных услуг на 2013-2018 годы.
2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы района по экономике и финансам Администрации района (М.К. Мамышев).
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит размещению на сайте Администрации района.
Глава района Ю.Ф. Рябов
Утверждена
Постановлением Администрации
муниципального района Похвистневский
от 18.02.2013 № 79
ПРОГРАММА
ПОЭТАПНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ОПЛАТЫ ТРУДА ПРИ ОКАЗАНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
НА 2013-2018 ГОДЫ
1. Основания для разработки Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании муниципальных услуг.
Основаниями для разработки Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании муниципальных услуг (далее – Программа) являются:
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах, пункт 10 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 11 августа 2011 г. № ВП-П13-5696;
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», пункт 6 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 18 мая 2012 г. № ДМ–П12–2838;
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах, пункт 7 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 5 июля 2012 г. № ДМ-П13-3787;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № Пр-1798 (пункты 9, 10), перечень поручений Правительства Российской Федерации от 21 июля 2012 г. № ДМ-П8-4190 (пункты 12, 13);
распоряжение Правительства Самарской области от 08.02.2013 №60-р «Об утверждении Плана мероприятий по достижению целевых значений показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
2. Цели и задачи Программы.
Программа представляет собой комплекс нормативно–правовых, организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на достижение следующих целей:
обеспечение достойной оплаты труда в бюджетном секторе экономики, как результат повышения качества оказания муниципальных услуг;
развитие кадрового потенциала;
повышение престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики.
Реализация Программы предполагает решение следующих основных задач:
1) установление взаимосвязи между повышением оплаты труда и достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг;
2) координация мероприятий по повышению заработной платы работников бюджетного сектора экономики на основе структурных и институциональных изменений, с привлечением с учетом специфики каждой отрасли на повышение заработной платы не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений;
3) создание механизма стимулирования к повышению качества услуг и эффективности работы, прозрачное формирование оплаты труда для учреждений, структурных подразделений учреждений и конкретных работников, исключение избыточных контрольных функций;
4) приведение квалификационных требований к работникам и норм труда в соответствие с современными требованиями к качеству оказания услуг;
5) развитие кадрового потенциала, переобучение и повышение квалификации работников бюджетной сферы;
6) создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений, финансируемых за счет бюджетных ассигнований бюджета муниципального района Похвистневский, установление соотношения средней заработной платы руководителей и работников этих учреждений;
7) доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионе;
Действие Программы распространяется на муниципальные учреждения, оказывающие муниципальные услуги.
3. Изменения в оплате труда работников, оказывающих муниципальные услуги.
3.1. Новые условия деятельности муниципальных учреждений и формирования средств на оплату труда.
В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» типами муниципальных учреждений являются автономные, бюджетные и казенные.
Финансовое обеспечение деятельности автономных и бюджетных учреждений осуществляется в виде субсидий на выполнение муниципального задания, казенных учреждений – на основании бюджетной сметы из бюджета муниципального района Похвистневский. При этом финансовое обеспечение муниципального задания должно быть увязано с объемом и качеством оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ).
В настоящее время сформированы перечни муниципальных услуг и нормативные затраты на их оказание, содержащие показатели объема и качества выполнения услуг.
В соответствии с постановлением Администрации муниципального района Похвистневский от 25.03. 2011 г. № 139 «Об утверждении порядка формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений муниципального района Похвистневский и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» утверждены ведомственные перечни муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями в соответствующих сферах.
Определение перечня услуг, финансируемых за счет средств бюджета района, и четкие требования к порядку оказания платных услуг учреждениями и определению их стоимости для потребителя, являются необходимыми факторами обеспечения качества и доступности услуг.
Расходы на оплату труда определяются при формировании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг. При этом выделяются нормативные затраты на оплату труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании муниципальной услуги (определяются исходя из потребности в количестве персонала по категориям с учетом норм труда в соответствии с действующей системой оплаты труда), а также затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании муниципальной услуги, в том числе административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала (определяются исходя из количества единиц по штатному расписанию, утвержденному руководителем учреждения, с учетом действующей системы оплаты труда).
Доходы, полученные от деятельности, приносящей доход, остаются в самостоятельном распоряжении автономных и бюджетных учреждений.
Собственник имущества бюджетного или автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного или автономного учреждения.
Таким образом, автономные и бюджетные учреждения наделены большей самостоятельностью по сравнению с казенными учреждениями.
Изменение условий и принципов деятельности учреждений, создание механизмов, обеспечивающих взаимосвязь объемов услуг, оказываемых учреждением в рамках задания, и объемов финансового обеспечения его выполнения, влекут существенные изменения в формировании средств на оплату труда при оказании муниципальных услуг, и предполагают соответствующие изменения в формировании систем оплаты труда в муниципальных учреждениях.
Важным условием при этом является обеспечение конкурентного уровня оплаты труда.
3.3. Итоги внедрения новых систем оплаты труда.
Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются на уровне самого учреждения (коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом).
Таким образом, на практике системы оплаты труда работников, применяемые в разных типах учреждений, существенно отличаются друг от друга как по структуре заработной плате работников, так и по ее размерам.
С 2009 года на местном уровне осуществляется переход от применения систем оплаты труда на основе единой тарифной сетки к системам оплаты на основе использования профессиональных квалификационных групп.
Введение новых принципов оплаты труда предоставило большую самостоятельность руководителям учреждений по формированию системы стимулирования труда работников. Таким образом, были созданы условия для поощрения работников с учетом результатов их труда.
В тоже время практика показала, что данная задача не была решена в полной мере. Несмотря на то, что в большинстве учреждений внедрены критерии и показатели эффективности деятельности работников, отмечается недостаточная их проработка.
Кроме того, район вводил новые системы оплаты труда в условиях ограниченных финансовых средств в 2009–2010 годах. В результате учреждения не смогли создать достаточный фонд стимулирования для повышения заинтересованности работников.
Сложившиеся системы оплаты труда ориентированы на адаптацию к изменениям условий финансирования, прежде всего, за счет изменения стимулирующих выплат работникам. Вместе с тем, в новых условиях формирования средств на оплату труда при оказании муниципальных услуг приобретают актуальность вопросы формирования штатной численности работников, принимающих участие в оказании услуг, и базовой части их заработной платы.
Устранение существующих недостатков предполагает дальнейшую работу по совершенствованию систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, созданию механизма стимулирования к повышению качества оказываемых услуг и эффективности работы.
4. Создание механизма стимулирования к повышению качества оказания муниципальных услуг.
4.1. Внедрение «эффективного контракта» с работниками муниципальных учреждений.
Под «эффективным контрактом» понимаются трудовые отношения между работодателем (муниципальным учреждением) и работниками, основанные на:
наличии у учреждения муниципального задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем;
системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке;
системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке;
системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем;
подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.
Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров. Введение «эффективного контракта» должно способствовать наиболее полному отражению в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда и предоставления льгот.
4.2. Координация мероприятий по структурным и институциональным изменениям в отраслях социальной сферы с повышением заработной платы работников бюджетного сектора экономики.
4.2.1. Установление взаимосвязи между повышением оплаты труда и достижением конкретных показателей качества услуг предполагает системную работу по обеспечению целевых показателей развития отраслей социальной сферы.
Данные показатели устанавливаются в государственных программах а также в дорожных картах изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры (далее – дорожные карты), которые разрабатываются в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2013-2015 годы и поручением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2012 г. № ДМ-П13-3787.
Так, в сфере образования предполагается достижение следующих основных показателей:
дополнительное образование
рост численности педагогических работников на 7,1% с учетом увеличения численности детей 5-15 лет на 11% в 2011-2017 гг. и увеличения охвата детей до 70%;
развитие образовательных программ дополнительного образования;
В сфере культуры
в результате запланированных мероприятий произойдет увеличение в 2018 году по сравнению с 2011 годом количества посещений театрально-концертных мероприятий в 1,4 раза, библиотек – в 1,3 раза.
4.2.2. Этапы перехода на «эффективный контракт» и темпы повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы должны быть увязаны с результатами указанных изменений в соответствующих дорожных картах.
4.2.3. Увеличение расходов на оплату труда при формировании бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) осуществляется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Оказание финансовой помощи бюджету муниципального района Похвистневский из областного бюджета на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы осуществляется в виде субсидий для софинансирования расходных обязательств по вопросам местного значения, предоставляемых с учетом выполнения показателей социально-экономического развития.
4.3. Введение системы оценки эффективности деятельности работников учреждений с учетом достижения учреждениями целевых показателей деятельности.
4.3.1. Совершенствование систем оплаты труда работников муниципальных учреждений предполагает создание систем, ориентированных на достижение целевых показателей деятельности учреждений, подразделений учреждений и конкретных работников.
Применение показателей и критериев эффективности работы при построении систем оплаты труда работников муниципальных учреждений должно осуществляться с учетом следующих принципов:
до работника должны быть доведены трудовая функция, показатели и критерии оценки выполнения трудовой функции, размер вознаграждения в зависимости от результатов труда;
вознаграждение должно устанавливаться с учетом трудового вклада работника в результат деятельности всего учреждения;
условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.
Формирование системы оплаты труда предполагает применение в учреждениях мер морального стимулирования, создание созидательной атмосферы в трудовых коллективах.
4.3.2. Одним из элементов обеспечения достойной оплаты труда в бюджетном секторе экономики, направленной на повышение качества оказания муниципальных услуг является установление минимальной гарантии по оплате труда для всех работников на достойном уровне.
4.3.3. Повышение оплаты труда работников бюджетной сферы создает условия для установления базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации.
4.3.4. Введение системы оценки эффективности деятельности работников учреждений должно сопровождаться внедрением механизма контроля за выполнением целевых показателей деятельности учреждений, структурных подразделений и конкретных работников. Он должен позволять оценивать выполнение целевых показателей, быть не сложным в администрировании и понятным для работников, а также учитывать специфику учреждения и его материальную оснащенность.
В целях исключения избыточных контрольных функций механизм контроля должен быть в большей степени ориентирован на достижение целей функционирования муниципальных учреждений, независимую оценку качества оказываемых услуг.
4.4. Приведение квалификационных требований к работникам и норм труда в соответствие с современными требованиями к качеству оказания услуг.
Важнейшими условиями повышения качества и эффективности оказания муниципальных услуг являются установление соответствующих современным технологиям и задачам требований к квалификации и компетенциям персонала, позволяющих обеспечить переподготовку, повышение квалификации работников, а также норм и нормативов по труду.
Типовые отраслевые нормы труда являются ориентиром для учреждений при формировании штатного расписания. Одновременно следует учитывать, что применение типовых отраслевых норм труда должно осуществляться в привязке к условиям деятельности конкретного учреждения и обеспечивать выполнение задач учреждения как по оказанию муниципальных услуг надлежащего качества в необходимых объемах, так и повышения эффективности труда работников. Соответственно, в рамках введения «эффективного контракта» штатная численность, определенная на основе типовых отраслевых норм труда, должна быть оптимизирована в рамках системы нормирования труда работников конкретного учреждения.
5. Сроки и этапы реализации Программы.
Реализация Программы будет осуществляться в период с 2013 года по 2018 год в два этапа, при этом Первый этап реализации Программы (2012-2014 годы), Второй этап реализации Программы (2015-2018 годы) в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами на федеральном и областном уровне.
6. Ожидаемые результаты Программы
В результате реализации Программы будут обеспечены:
повышение качества оказания муниципальных услуг на основе создания механизма стимулирования, включающего установление более высокого уровня заработной платы, обеспечение выполнения требований к качеству оказания услуг, прозрачное формирование оплаты труда, внедрение современных норм труда;
поэтапный рост оплаты труда в бюджетном секторе экономики, достижение целевых показателей уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597;
развитие кадрового потенциала бюджетной сферы экономики на основе обновления квалификационных требований к работникам, переобучения, повышения квалификации.