На основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 14.07.2022 года № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при обращении с побочными продуктами животноводства не допускается загрязнение окружающей среды и ее компонентов, в том числе почв, водных объектов, лесов.
Требования к обращению побочных продуктов животноводства установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 1940 «Об утверждении требований к обращению побочных продуктов животноводства» (далее — Постановление № 1940).
Согласно п. 21-27 Постановления №1940 использование необработанных, не переработанных побочных продуктов животноводства не допускается, использование побочных продуктов животноводства не должно приводить к истощению, деградации, порче, уничтожению земель и почв и к иному негативному воздействию на земли и почвы, внесение побочных продуктов животноводства в почву земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться на расстоянии не менее 300 метров от границ жилой застройки, объемы и периодичность внесения побочных продуктов животноводства в почву земель сельскохозяйственного назначения должны исключать, смыв питательных веществ в подземные и поверхностные водные объекты, допускается внесение обработанных и переработанных побочных продуктов животноводства в почву земель сельскохозяйственного назначения при высоте снежного покрова 20 сантиметров и менее при условии исключения смыва питательных веществ в подземные и поверхностные водные объекты, побочные продукты животноводства вносятся в почву земель сельскохозяйственного назначения, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, посредством равномерного внесения по площади указанных земель, использование и реализация побочных продуктов животноводства осуществляются на основании технических условий, утвержденных их изготовителем, определяющих характеристики побочных продуктов животноводства, способы их обработки, переработки и условия использования, методы контроля и требования к безопасности.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту.
Таким образом, при обращении с побочными продуктами животноводства, а также при их использовании на земельных участках с/х назначения должны соблюдаться вышеперечисленные нормы законодательства и тем самым не совершать действия, которые привели бы к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям от хозяйственной деятельности.
При выявлении Управлением Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям вышеуказанных нарушений будут приниматься меры по привлечению виновных лиц к ответственности, а в случае выявления загрязнения, снижения плодородного слоя почвы и т.д., будет рассчитываться ущерб, причиненный окружающей среде.
Также с 03 мая 2024г. введена административная ответственность за несоблюдение требований к обращению с побочными продуктами животноводства (ППЖ).
Согласно ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, требований к обращению побочных продуктов животноводства при использовании побочных продуктов животноводства — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.