Разъясняет помощник Похвистневского межрайонного прокурора П.С. Лазарев
К местам несанкционированного размещения ТКО относятся места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. м, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенном органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором (п. 16 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
Ликвидировать места несанкционированного размещения ТКО обязан правообладатель земельного участка, если не установлено лицо, виновное в размещении отходов (пп. 2 п. 2 ст. 13, ст. 42 ЗК РФ; ст. 1064 ГК РФ; п. 32 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами).
При обнаружении несанкционированного места размещения ТКО региональный оператор должен уведомить об этом собственника земельного участка, а также, в частности, орган местного самоуправления. Собственник земельного участка также должен быть уведомлен о необходимости его ликвидации. Если собственник земельного участка в установленный срок не обеспечил ликвидацию места несанкционированного накопления ТКО либо не заключил с региональным оператором договор на оказание услуг по его ликвидации, то свалку ликвидирует региональный оператор. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов. При этом неуведомление собственника земельного участка о необходимости ликвидировать несанкционированную свалку является основанием для отказа в возмещении расходов (п. п. 16, 17 Правил N 1156; п. 36 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами).