Лаконичная формула «Песня — душа народа» прямо и непосредственно выражает её значение. Песня раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский человек пел и поет почти всегда — в походе, в краткие минуты отдыха, в горе и радости, в будни и праздники, в юности, зрелом возрасте и старости. Точно подметил мыслитель И.А. Ильин: «Покажи мне, как ты веруешь и молишься; как просыпаются у тебя доброта, геройство, чувство чести и долга; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын».
Народная песня — самая демократичная, доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в ней можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость, самородный нрав, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души. И сегодня в условиях универсальной глобализации, когда формату ТВ соответствуют выпускники инкубаторов «Фабрика звезд», «Фактор А», многочисленные рок-ансамбли и завзятые затейники-смехачи, народная песня продолжает жить в душах людей, в исполнении самодеятельных артистов какими, к примеру, являются ансамбль «Калинушка» Малотолкайского СДК и «Раздолье» районного Дома культуры», которые на днях отпраздновали свои пусть не солидные, но всё же юбилеи.
День рождения начался с исполнения двумя коллективами величальной песни. А затем ведущие Семён и Динара поведали историю создания ансамблей.
Рассказы об исполнителях народных песен велись в форме сказаний. В некотором царстве Малотолкайском жил-был молодец Игнатий. Собрался он как-то в путь-дорогу до столицы губернской, в училище культурное уму разуму учиться. Скакал, скакал и увидел шатёр белый. Выходила к нему навстречу Вера, краса дивная. Брала Игнатия под руки. Полюбились они друг другу и сыграли свадьбу весёлую. Родился у них сыночек Семён (ведущий праздничного вечера). Это случилось в 1992 году, именно тогда Игнатий и Вера Тимошкины создали ансамбль «Калинушка», объединив в его кругу учителей, рабочих, инженеров и техников. И вот уже два десятилетия эти люди радуют народ весёлыми и лирическими песнями, задорными частушками.
Чуть позже, в государстве Похвистневском приключилась схожая история. Принцесса татарская, в полон захваченная народом мордовским, была замуж отдана за князя Юрия, но не Долгорукова, а Гусарова. Они стали жить и не тужить, дитя растить (ведущая Динара), всяким наукам учиться. Мать дочку баюкала, а муж на баяне подыгрывал. Хорошо получалось. Стали думать и гадать, как талантам не пропасть. И надумали коллектив песенный собрать. Нашли людей хороших от мала до велика: самому молодому было 19 лет от роду, мудрому — шесть десятков. И назвали себя «Раздолье», так как в песнях народных душе благодать и раздолье. Произошло это в 1997 году.
Вот так появились на свет два коллектива, каждый из которых впоследствии получил звание «народный». Где они только не побывали, по каким только землям не ходили: Самара, Москва, Саранск… Одним словом, всех не перечесть. «Сражались» на конкурсах разных, привозили с собой дипломы, да грамоты почётные. Дети Тимошкиных и Гусаровых Семён и Динара тоже пошли по стопам родителей. Они учатся в Самарской государственной академии культуры и искусств.
В тот день юбиляров поздравили глава муниципального района Похвистневский Ю.Ф. Рябов, председатель Собрания представителей Н.В. Шелкаева, глава поселения Малый Толкай В.Н. Старков и другие официальные лица. А именинники порадовали гостей своим творчеством.
Как богата, щедра, искренна, чиста народная песня! В ней раскрывается судьба народа. Душа сегодняшнего человека, который поёт песни своих предков или хотя бы слушает их, соприкасается с суровыми думами Ермака, раздольной удалью Стеньки Разина, тихой грустью пряхи в низенькой светёлке, горькой долей ямщика, замёрзшего в степи, нелёгкой службой солдатушек-ребятушек, завидной любовью человека, готового отдать златые горы за ласки-взоры. Как добрая и мудрая наставница, песня внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к её героям и мастерам, учит жить по законам справедливости, помогать ближним в трудную минуту, не бояться страданий, отстаивая правду и своё человеческое достоинство. У народной песни завидная судьба. Исчезают бесследно в памяти модные один сезон хиты и шлягеры. А она вырывается из плена забвения и снова звучит чисто и свежо в устах людей другой эпохи.