Внимание, пожарная тревога! Сразу после сигнала несколько пожарных расчетов оказались у дверей Подбельской средней школы. Предупредим читателя сразу — никакого ЧП не произошло. Так в районе проходили учения по гражданской обороне, посвященные восьмидесятилетию этой службы. Вроде бы все «понарошку», но юный школьник, который будто бы оказался в огненном плену, весьма впечатлился происходящим и даже пару раз всхлипнул. Шутка ли — оказаться в гуще событий, когда вокруг пожарные, газовики, работники скорой помощи…Какое уж тут учение! Все кажется таким реальным, хотя нет ни дыма, ни огня.
По какому же сценарию сотрудники ГО и ЧС «отметили» свой праздник? Началось все ранним утром, когда руководящему составу была дана команда — перейти на военное положение. После практических занятий, на которых «тушили пожар» в компьютерном классе Подбельской школы, участники действий (а это начальники гражданской обороны района, главы сельских поселений, руководители различных объектов и служб, входящих в ГО) отправились на пункт временного размещения эваконаселения. Как поясняет начальник отдела по делам ГО ЧС администрации муниципального района Похвистневский Александр Петрович Иванов, в случае какой-либо чрезвычайной ситуации в селе Подбельск на базе ДЮСШ есть такое место. Это общежитие, способное принять до ста человек.
Но перед тем как пострадавшие разместятся, им необходимо отметиться в пункте приема эваконаселения. Туда и направилась комиссия для того, чтобы наглядно увидеть, как будут работать с жителями района в экстренных случаях – заниматься их регистрацией, организовывать питание, в общем, решать вопросы жизнеобеспечения. Ведь все эти детали, действительно, важны. Потому участники тренировки уделили им пристальное внимание. «Я считаю, что все службы, задействованные в тренировке по гражданской обороне, справились в этот раз на «отлично», — дал оценку А.П. Иванов. — Вообще, подобные масштабные учения проводятся не так часто. Чего нельзя сказать о его отдельных моментах, например, учебных пожарных тревогах. Их организуют в учебных заведениях ежегодно. Причем раз в год в одной из школ такая тренировка проходит с привлечением пожарных расчетов».
Конечно, учения лишь малая часть, которой приходится заниматься руководителям гражданской обороны. Основа все-таки — реальная жизнь. А она непредсказуема и способна в любой момент преподнести «подарок». С какими же чрезвычайными ситуациями приходиться сталкиваться, а главное – ликвидировать их в нашем районе? Александр Петрович вспоминает:
— За годы работы приходилось действовать в ЧС техногенного и природного характера. К последним из них относятся, например, ураганы. За последние десятилетия на нашей территории они неоднократно наносили ощутимый материальный ущерб. От проливных дождей страдал урожай, затапливались дома. В июне 2001 года в селе Алькино угрозы затопления никто не ждал, но сильный дождь сорвал плотину на пруду. И помимо вышеназванного населения пострадала часть домов поселков Нугайка и Красный Мост. Приносит урон Похвистневскому району и засуха. Стоит только вспомнить жаркое лето 2010 года. Тогда в некоторых селах из колодцев «ушла» вода и пришлось дополнительно пробуривать скважины. Помимо того нам периодически угрожают лесные пожары. А если говорить о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, можно привести примеры разлива нефти и нефтепродуктов, которые происходят достаточно часто. Кроме того в 1990-е годы в Малотолкайской и Подбельской СОШ фиксировались случаи загрязнения ртутью. В первом случае ребята разбили градусник из химкабинета. Тогда испарения вредного вещества превышали допустимые нормы. Пришлось все засыпать щелочью, чтобы его нейтрализовать.
Другими словами, ситуации, которые могут принести материальный урон либо какой-либо вред населению, так или иначе имеют место быть. Как в таких случаях происходит оповещение жителей района? Александр Петрович отвечает:
— В этом плане есть небольшое затруднение. Но мы выходим из положения. В будущем году собираемся ввести систему централизованного оповещения. Планируем закупить сирены, которые помимо звука будут оснащены приборами, способными передавать речевую информацию.