Разъясняет заместитель Похвистневского межрайонного прокурора Евдокимов А.А.
Стоит отметить, что с развитием интернет технологий, расширением сети пользователей, доступности интернет ресурсов, большим вовлечением людей в интернет пространство количество преступлений, совершенных с использованием сети интернет в отношении пользователей интернет-магазинов, маркетплейсов и сайтов объявлений ежегодно растет.
К сожалению, в настоящее время нет определенного программного обеспечения, которое бы позволяло полностью защитится от интернет-мошенников. Одним из основных способ защиты по-прежнему остается информированность о способах совершения мошенничества, основных мошеннических схемах.
Самые распространенные схемы:
- Если не рассматривать уже ставшие привычными звонки по телефону от «представителей банков», которые звонят потерпевшим с просьбой перевода денежных средств на «безопасный счет», то самой распространенной схемой кибермошенничества можно назвать создание фишинговых сайтов.
Она заключается в том, что мошенники имитируют доменные имена известных брендов. Покупатель думает, что делает заказ в проверенном и известном интернет-магазине. Мошенники заманивают покупателей фальшивыми объявлениями, обычно с заниженной ценой. После этого они переводят общение с клиентом в сторонние мессенджеры якобы «для удобства» или под каким-то другим предлогом. Уже там они отправляют покупателю ссылку на фальшивый сайт, который внешне напоминает сайт известного бренда. Клиент проводит там оплату, вводит данные своей карты и становится жертвой мошенничества.
Любое громкое событие может обернуться увеличением регистраций фишинговых сайтов, которые отрабатывают резонансный инфоповод. Как правило связанные с какими-то промоакциями реально действующими компаниями, в ходе которых раздаются подарки, скидки, выгодные предложения.
- Поддельные накладные. Мошенники отправляют покупателю скан или фотографию поддельной накладной с предложением перевести оплату за товар. При покупке товаров в Интернете многие вносят предоплату или полностью оплачивают товар.
Как защититься покупателю интернет-магазина:
— Обращайте внимание на цену товара на сайте, она не должна быть слишком низкой, это должно вызвать подозрение.
— Общайтесь с продавцом только на сайте системы, где выставлен товар, не переходите по ссылкам, которые отправляют в сторонних мессенджерах, используйте для оплаты товаров и услуг только официальные сайты компаний.
— Следите за поведением продавца. Попытки ускорить момент оплаты могут быть подозрительными.
— Не переходите по неизвестным и сомнительным ссылкам, которые пересылают для оплаты услуг доставки.
— Внимательно проверяйте адреса сайтов, на которых вводите персональную информацию и данные карт. Адреса фальшивых доменов могут отличаться даже на одну букву.
— Отслеживайте путь товара только в личном кабинете интернет-магазина.
— Внимательно изучайте копии документов. Номера накладных смотрите на сайте транспортной компании.
— Не выполняйте операции с картами, если приходит СМС-уведомление или поступает звонок от якобы работников банка с извещением, что банковская карта заблокирована, произошло списание денег и т.д.
— Не паникуйте в этой ситуации, всегда перезванивайте в службу безопасности банка, либо обращайтесь лично в банк, службу поддержки интернет-магазина.
— Никогда не переводите деньги на неизвестные расчетные счета.
— Не выполняйте инструкции по телефону от неизвестных лиц.