Разъясняет помощник Похвистневского межрайонного прокурора Соколова А.И.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.01.2023 № 2-П «По делу о проверке конституционности статьи 227 Гражданского кодекса Российской Федерации, части первой пункта 1 примечаний к статье 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, статей 75, 87 и 88 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.В. Галимьяновой и В.С. Пузрякова» ГК РФ возлагает ряд обязанностей на того, кто обнаружил находку. При этом УК РФ устанавливает ответственность за кражу, т.е. за тайное хищение чужого имущества.
КС РФ счет вышеуказанные положения конституционными.
Объективную строну кражи найденного имущества, заведомо принадлежащего другому лицу и не имеющего признаков брошенного, образует единое сложное деяние, а именно завладения обнаруженной чужой вещью. При этом скрываются найденная вещь (в тайнике, в своих вещах, в одежде, путем передачи другому лицу в целях сокрытия и др.) или источник ее получения, ее принадлежность другому лицу, ее идентифицирующие признаки, позволяющие подтвердить принадлежность имущества законному владельцу (изъятие сим-карты из телефона, снятие чехла).
Цель таких действий – тайно обратить имущество в пользу свою или иных неуправомоченных лиц. В результате причиняется ущерб собственнику или иному законному владельцу.
Также считается тайным хищением чужого имущества при таких обстоятельствах, когда лицо наблюдало ее потерю собственником или иным владельцем и могло незамедлительно проинформировать о потере и вернуть ее.
Вышеуказанное поведение лица, обнаружившего вещь, свидетельствует о наличии корыстного цели на завладение имуществом.
Само же по себе невыполнение действий, предусмотренных ГК РФ при находке, не дает оснований, чтобы привлечь к ответственности за кражу.
Уголовная ответственность за правонарушения, посягающие на собственность и сопряженные с неправомерными действиями в отношении утраченного собственником имущества, может считаться законно установленной при условии, что она адекватна общественной опасности преступления.