Тарифы на услуги ЖКХ в 2012 году

Здесь вы найдете ответы на вопросы, которые касаются каждого из нас: какие именно подорожают услуги и на сколько, из чего складываются тарифы и как можно сэкономить на услугах ЖКХ.

С чем связан рост тарифов на коммунальные услуги?

Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо четко понимать главные составляющие тарифа, т.е. из чего он складывается.

Итак, тариф = инвестиционные и производственные программы ресурсоснабжающих компаний (затраты организаций коммунального комплекса на капитальный и текущий ремонт оборудования и сетей, их модернизацию и обновление) + стоимость самого ресурса + хозяйственные затраты компаний (оплата труда персонала, содержание материально-техническая база).

Первая и вторая составляющие из года в год меняются, так как износ коммуникаций как в целом в стране, так и в нашем регионе достиг действительно серьезных масштабов и требует проведения комплексной реконструкции и большого объема ремонтных работ. Средства на проведение ремонта и модернизацию оборудования заложены в тарифах на основные коммунальные ресурсы.

Что касается стоимости ресурсов, то здесь ситуация складывается следующим образом. Для наглядности приведем пример: самая большая статья расходов в платежке за коммунальные услуги — это плата за отопление и горячее водоснабжение, около 60%. Львиную долю затрат в структуре тарифа на тепловую энергию составляет топливо. В регионе котельные теплоснабжающих предприятий работают на различных видах топлива — это природный газ, уголь, мазут, дизельное топливо и другие. По каждому виду топлива своя цена, и она существенно разнится: так, к примеру, стоимость топочного мазута и дизельного топлива намного выше стоимости природного газа, угля и дров. Выше цена на топливо, больше размер самого тарифа на тепловую энергию.

При этом цена на топливо у каждой теплоснабжающей организации также различается. Так, цена на природный газ складывается из трех составляющих: оптовая цена на газ, тариф на услуги по транспортировке газа и плата за снабженческо-сбытовые услуги. Цены по этим трем составляющим утверждает Федеральная служба по тарифам.              Если оптовая цена на газ для всех предприятий одинакова, то две другие составляющие цены газа могут существенно отличаться.

Цены на топливо растут, следовательно, увеличивается тариф.

Поставку тепловой энергии в нашей области осуществляют различные теплоснабжающие организации. По каждой организации министерством энергетики и ЖКХ Самарской области утверждаются экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию. Все данные, которые предоставляются поставщиками коммунальных услуг, самым тщательным образом анализируются и проверяются. При формировании и утверждении тарифа ключевая роль отводится затратам на приобретение, восстановление и модернизацию оборудования, задействованного в процессе теплоснабжения населенных пунктов.

Важная статья затрат в общей структуре тарифа на тепловую энергию — это расходы на электрическую энергию, необходимую для работы котельных. Поставка электроэнергии на котельные осуществляется по разным уровням напряжения. У предприятий, получающих электрическую энергию по высокому уровню напряжения, затраты значительно ниже, чем у тех, где поставка электроэнергии осуществляется по низкому уровню напряжения.

Вид топлива, его цена, затраты на электроэнергию, производственные условия работы котельных — вот те факторы, которые и обуславливают разницу в тарифах на тепловую энергию.

Какие именно подорожают услуги?

В первом полугодии текущего года вся страна жила по тарифам 2011 года. Умеренный рост тарифов в сфере электроэнергетики, тепло-, газо- и водоснабжения, а также водоотведения и утилизации ТБО произошел с 1 июля 2012 года.

Увеличение тарифов на тепловую энергию в 2012 году пройдет в два этапа:

— с 1 июля — 6%;

— с 1 сентября -5,6%.

Аналогичный подход применён к организациям коммунального комплекса, оказывающим услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод:

—    с 1 июля-6%;

—    с 1 сентября — 5,3%.

С середины года для населения однократно увеличатся тарифы:

—    электрическая энергия на 6%;

—    природный газ на 15%.

В таблице приведены сводные данные по предельным индексам роста платежей граждан Самарской области по основным видам коммунальных услуг в 2012 году.

Наименование коммунальной

услуги

Предельный уровень роста 

тарифов в 2012 г. (%)

январь июль сентябрь
Теплоснабжение 0 6 5,6
Водоснабжение      и водоотведение 0 6 5,3
Электроснабжение 0 6 0
Газоснабжение 0 15 0

Расценки на тепловую энергию с 1 июля повысятся на 6%, а в сентябре на 5,6%. Тарифы на водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод возрастут на 6% и 5,3% соответственно. Получается, что совокупный рост тарифов составит 12%?

Подсчитав приведенные цифры, многие жители Самарской области могут сделать вывод, что совокупный рост тарифов на услуги ЖКХ в этом году составит 12%. Однако это не так.

Дело в том, что до 1 июля текущего года оплата за «коммуналку» осуществлялась   по   тарифам   2011   года.   И   если   взять   разницу   тарифов   и подсчитать с начала года среднеарифметическое, то можно увидеть, что в целом повышение тарифов по отношению 2012 год к 2011 году не превысит 6%. Вместе с тем важно понимать, что государство регулирует только тарифы на коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализацию), отопление, электро- и газоснабжение, а стоимость жилищных услуг определяют собственники жилья.

Как рост тарифов за коммунальные услуги скажется на стоимости жилищных услуг?

Особняком в платежке, выделяется плата за жилищные услуги. Даже до 1 июля она могла измениться как в сторону увеличения, так в сторону уменьшения. Собственники помещений на общих собраниях вправе сами решать эти вопросы и организовывать взаимодействие с обслуживающей организацией по своему усмотрению.

Следует особо подчеркнуть, что повышение тарифов на коммунальные ресурсы напрямую не влечет за собой рост цен на жилищные услуги, которые не регулируются органами власти. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников устанавливается либо на общем собрании собственников, либо по результатам открытого конкурса.

Несмотря на то, что изменение размера платы за жилищные услуги не регулируется действующим законодательством, Правительством Самарской области на особый контроль взяты процессы ценообразования на жилищные услуги.

В связи с чем повышение тарифов происходит в середине года?

С целью обеспечения умеренного роста цен и тарифов Правительством Российской Федерации были приняты решения по переносу периода регулирования тарифов на услуги ЖКХ на середину года (июль), когда традиционно снижается потребление коммунальных ресурсов.

В том году повышение тарифов произойдет с 1 июля и 1 сентября, это более мягкий и щадящий для потребителей режим. Во-первых, потому, что рост тарифов   происходит   постепенно.   В   первом   полугодии   2012   года   тарифы оставались на уровне прошлого года, в связи с чем у потребителей было время для подготовки к грядущей индексации.

Во-вторых, как уже упоминалось выше, летом в силу разных причин уменьшается объем потребления коммунальных ресурсов, что положительным образом сказывается на итоговой стоимости коммунальных услуг. Напомним, что платеж граждан зависит от двух составляющих: тарифа и объема потребленного ресурса. Зачастую в вопросах тарифного регулирования происходит путаница и подмена понятий. Плату за коммунальные услуги, т.е. итоговую сумму платежки приравнивают к тарифу. Это в корне не верно. Если объем отпускается по действующим нормативам, то с 1 июля плата граждан за коммунальные услуги изменится на величину тарифа, т.к. нормативы потребления коммунальных услуг остались прежними. Совершенно другая схема применяется, если в доме установлены общедомовые приборы учета. В данном варианте первая составляющая (тариф на коммунальные услуги), также четко зафиксирован и установлен органами государственной власти, как и в первом случае, а вот вторая составляющая (объем) подвижна. К примеру, в жаркую летнюю пору, как правило, снижается потребление горячей воды, соответственно жители многоквартирных домов, в которых установлен общедомовой прибор учета потребления горячей воды, смогут экономить на данном виде ресурса.

Для каждого поставщика коммунальных услуг установлен свой тариф, превышать который ни он, ни управляющая организация не имеют права, Куда можно обратиться, чтобы проверить расчеты, указанные в квитанции?

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства проводит постоянный мониторинг соблюдения установленных тарифов и в случае выявления фактов необоснованного роста размера платы граждан за коммунальные услуги, будет принимать необходимые меры.

Кроме того, в регионе работают консультационные пункты по вопросам проверки расчета платы граждан за коммунальные услуги. Они открыты в каждом муниципальном районе и городском округе губернии. При возникновении спорных ситуаций граждане могут обратиться в специальный центр и получить квалифицированную консультацию специалиста по волнующему вопросу. Адреса и телефоны «горячих линий» размещены на сайте министерства            энергетики и ЖКХ Самарской области www.minenergo.samregion.ru.

Отметим, что в связи с ростом тарифов Правительство Самарской области, как и в предыдущие годы, незащищенным слоям населения будет оказывать необходимые меры социальной поддержки.

В нашей губернии существует два вида льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг: ежемесячная денежная выплата и субсидия. Первая льгота предоставляется на основании социального статуса. Ее получают инвалиды, ветераны труда, многодетные семьи и другие категории граждан. А вот право получения субсидий зависит от уровня доходов семьи. На этот вид льгот могут претендовать люди, у которых в силу разных причин не хватает средств на оплату услуг ЖКХ. Уточнить информацию о возможности получения субсидий можно в органах социальной защиты по месту жительства.

Как можно снизить расходы на коммунальные услуги?

Прежде всего, необходимо экономно подходить к использованию коммунальных ресурсов, т.е. воплощать в жизнь общепринятые нормы поведения: выходя из помещения гасить свет, следить за исправностью коммуникаций и быстро реагировать на их повреждения и наличие протечек и т.д. Кроме того, можно отказаться от дополнительных услуг, которые относятся к категории жилищных: охрана придомовой территории, консьержка.

Немаловажную роль играет система начисления общедомовых услуг по коллективным приборам учета. Зачастую собственники нежилых помещений, которые расположены на первых этажах многоквартирных домов, платят за потребленные ресурсы по индивидуальным приборам учета напрямую поставщикам коммунальных услуг, игнорируя оплату ресурсов по общедомовым приборам учета. Такое распределение обязанностей в корне не верно. В соответствии с федеральным законодательством, при оборудовании многоквартирного    дома    коллективным    прибором    учета    разница    между показаниями общедомового прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг (для тех лиц, индивидуальные приборы учета у которых отсутствуют) распределяются между всеми собственниками жилых помещений вне зависимости о наличия в помещении индивидуального прибора учета потребления ресурса. Таким образом, владельцы офисов обязаны оплачивать сверхнормативное потребление воды.

Помимо этого, положительную роль может сыграть установка общедомовых и индивидуальных многотарифных счетчиков электрической энергии. При этом необходимо четко понимать, что потребителю придется скорректировать свой график потребления электроэнергии, сделав упор на максимальное ее потребление в ночное время, когда тариф значительно ниже.

Еще одним способом снижения платежей за ЖКХ является установка автоматических систем регулирования, т.е. управление процессом потребления с помощью автоматизации дозирования поставки ресурсов в зависимости от температуры наружного воздуха, освещенности помещений, времени суток.

Можно ли снизить суммы платежей с помощью установки общедомовых и поквартирных счетчиков на воду и тепло?

Установка приборов учета показывает фактический объем потребления коммунальных ресурсов. Прибор учета для потребителя является своеобразной «лакмусовой бумажкой», демонстрирующей возможности к экономии. Понимая свой ежемесячный объем потребления, можно его скорректировать в сторону экономного и бережного потребления.

Как долго продержится новая «сетка» тарифов? В следующем году ждать новых «скачков» в квитанциях?

Установленные тарифы, которые вступили в силу с 1 июля и начнут применяться с 1 сентября будут легитимны до 31 декабря 2012 года. На сколько вырастут тарифы в 2013 году в настоящее время говорить рано. Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации в 2013 году предполагается рост около 10-12%.

Зачем создавать Советы многоквартирных домов?

4 июня 2011 года вступил в действие Федеральный закон №123, которым были внесены поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации. В соответствии с п.1 ст. 161.1 настоящего закона собственники помещений многоквартирного дома, в котором более четырех квартир и не создано ТСЖ (товарищество собственников жилья), а также, если данный дом не управляется жилищным кооперативом, обязаны избрать совет многоквартирного дома. Данный орган призван обеспечивать выполнение решений общего собрания собственников, выносить для обсуждения на собрании самые острые вопросы, касающиеся предоставления коммунальных услуг и применяемых тарифов, а также контролировать качество выполняемых управляющей организацией работ.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Решаем вместе
Возникли вопросы по ведению бизнеса? Единое окно обращений по вопросам предпринимательства

Читайте Главу района в BK: https://vk.com/id717791121

Читайте Главу района в ОК: https://ok.ru/profile/597643740724

Читайте Главу района в t.me: https://t.me/RyabovYF