Шаг 1. Разбираемся в понятиях. Как я уже писал ранее, ФЗ № 248 вводит понятие контрольное (надзорное) мероприятие. При этом, часть 2 статьи 56 указывает: взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий… А часть 3 указывает: Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее — контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия)… Таким образом, ФЗ 248 говоря о КНМ со взаимодействием пишет о них – «контрольное (надзорное) мероприятие» (и точка). А говоря о КНМ без взаимодействия называет их по тексту Закона «контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия». Это важно для правильной интерпретации норм закона — в каком случае о каких КНМ идет речь.
Шаг 2. Разбираемся в видах. В соответствии с частью 1 статьи 60 контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе (…). Таким образом КНМ со взаимодействия бывают плановыми и внеплановыми. КНМ без взаимодействия на такие виды не делятся, по ним не формируется план КНМ, они не назначаются на основании ч. 1 ст. 57 ФЗ 248. Для них установлены специальные основания для проведения.
Шаг 3. Разбираемся в последствиях. Для КНМ без взаимодействия установлены специальные нормы о последствия в специальных статьях ФЗ № 248 (ч. 3 ст. 74, ч. 5, 7 ст. 75). Статья 90 применяется к данным КНМ б/в дополнительно в силу прямого указания на то в специальных статьях. Подробнее о допустимых мерах по итогам КНМ б/в я писал выше.
Шаг 4. Разбираемся в ограничениях на 2022 год. В пунктах 1, 2, 3 и т.д. постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 прямо указано на ограничения проведения плановых и внеплановых КНМ. Это относится к КНМ со взаимодействием (см. шаг 2).
Кроме того, норма указанного постановления «Выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается.» свидетельствует о допустимости проведения КНМ б/в в период моратория, однако с ограничением на выдачу предписания, там где по ФЗ о виде контроля это возможно.
Данная позиция соотносится с позициями Минэкономразвития России, Росреестра, изложенных в письмах, которые можно изучить по ссылке.
🔶 И в заключение о перспективах.
КНМ без взаимодействия – очень неоднозначное явление. По сути дела, это текущая деятельность КНО по наблюдению за подконтрольной средой, оценкой и анализом рисков, то что КНО всегда должен делать в текущем режиме работы. На этапе подготовки проекта ФЗ многие эксперты предлагали не включать их в ФЗ № 248, полагая, что деятельность КНО должна быть ограничена только КНМ со взаимодействием, а мониторинг, наблюдение и тд. должны существовать как текущая деятельность, по результатам которых КНО не может принимать никаких решений и выдавать предписаний.
Такая неоднозначная природа КНМ б/в является причиной множества практических проблем правоприменения – проблемы для бизнеса в излишней простоте (фактической «безосновательности») для назначения и проведения, отсутствие учета (не вносятся в ЕРКНМ, а между тем меры приняты быть могут), непонятность и отсутствие общей логики в мерах по итогам их проведения, отсутствие ясности в содержании (применять ли контрольные (надзорные) действия? Какими инструментами осуществлять?) и другие проблемы.
В перспективе, на мой взгляд, мы будем вынуждены или их отменить вовсе, или привести к общей логике КНМ (единый учет, прописать основания для проведения и другое).
Подчеркну, здесь высказал свое экспертное мнение для понимания сути КНМ. Это не официальные разъяснения законодательства.
А. Пахомов
🔷 Поговорим немного о КНМ без взаимодействия.
марта 24, 2022 Press