Что такое Родина? Каждый ответит по-своему на этот вопрос. Для нас Родина – наш родной Похвистневский край. Леса, горы, поля, в которых колосится безбрежный океан хлеба, красивый закат, над Кинель рекой. Истоки наших дней начались здесь, на нашей Похвистневской земле.
Муниципальный район Похвистневский находится в северо-восточной части Самарской области. Граничит с Оренбургской областью. Площадь муниципального района Похвистневский составляет 2105 кв. км. Численность населения – 26 379 человек.
Похвистневский район – это Российская Федерация в миниатюре. В состав района входят 15 сельских поселений с 79 населенными пунктами. В этой большой дружной семье проживают: русские, чуваши, татары, мордва, украинцы, белорусы, армяне, немцы, казахи, башкиры, узбеки, евреи и другие. Несмотря на то, что они отличаются друг от друга традициями, культурой, религией, все народы общаются друг с другом, обмениваются опытом, традициями и культурой. Народы не перенимают чужие традицию и культуру, а принимают ее и с уважением относятся к ней, не осуждая, не унижая и не высмеивая. К примеру, традиционный татарский праздник Сабантуй, чувашский праздник Акатуй, праздник «Русская березка» стали не только праздниками, которые проводятся в национальных селах района, они стали районными праздниками, на которых всегда присутствуют представители всех народов, проживающих в районе. Мирное сосуществование христиан и мусульман – давняя традиция, которая нашла место в современной жизни на территории района.
Традиционная народная культура – это пласт культуры, который обеспечивает силу, устойчивость, жизнеспособность каждого народа. На территории муниципального района Похвистневский в сфере реализации государственной национальной политики функционируют 32 культурно-досуговых учреждения (районный Дом культуры, 2 передвижных автоклуба, 29 сельских Домов культуры и клубов) и 27 библиотек (центральная районная библиотека, районная детская библиотека, 25 сельских библиотек).
Важной стороной работы в этнической среде является оказание помощи представителям всех этносов района в сохранении их национальной идентичности, обрядов, традиций. Для этого на территории района на общественных началах в 90-х годах созданы и успешно работают 4 национально-культурных сообщества: русское «Светоч», мордовское «Масторава», чувашское «Хастар», татарское «Туган тел».
Благодаря деятельности этих объединений на территории сельских поселений проводятся яркие национальные праздники: «Кер сари», «Сабантуй», «Акатуй», «Мистер Этно», «Велень чи», «Троица» и т.д. Совместно с национальными сообществами проходит национальные спартакиады, «День родного языка», «неделя национальных культур». Венцом всех мероприятий является фестиваль национальных сообществ «Мы вместе», в котором принимают участие представители всех национальностей, проживающих в районе.
Ежегодно в районе проводятся «Дни эрзянской культуры», «Дни этнической культуры», «Дни татарской национальной культуры». На протяжении десяти лет в селе Алькино проводится межрегиональный творческий фестиваль «Халкым минем». Народный мордовский ансамбль «Ялгат» проводит для детей, подростков и молодёжи мероприятия, знакомит их с культурой мордовского народа, показывает старинные обряды «Роштовань кудосо» («Рождественские колядки»), «Иничинь чи» («Пасхальный день», для детей), где ребята могут быть не только зрителями, но и участниками. Ежегодно в районе проводится детский фольклорный праздник «Од вий». Впервые в 2018 году в сельском поселении Малый Толкай прошел конкурс «Мистер – этно», где свое мастерство показали мужчины мордовской национальности. В 2019 году этот конкурс прошел на территории сельского поселения Красные Ключи.
Чувашская семья также сплочена в своем творчестве и национальной культуре, в которой переплетаются с этнографическими особенностями. Они стремятся сохранить неизменные на протяжении нескольких поколений фольклорные каноны в подлинном и чистом виде. Так возродился старый обряд «Сумар Чук» (обряд созывания дождя). Ежегодно проводится чувашский праздник «Уяв». Его возродили в селе Рысайкино, и еще проводится детский «Уяв». Этот праздник проводится от Симек («Троицы») до Петрова дня. В чувашских селах ежегодного проводится всеми любимый праздник «Акатуй». Праздник приурочен к окончанию весеннего сева, который символизирует единения пашни и плуга. Торжественно и ярко проводится районный праздник «Кер Сари», праздник после завершения сбора урожая.
В селе Стюхино проведен первый районный конкурс чувашских театральных коллективов, где более 40 лет служит Мельпомене «Народный» чувашский театр «Стюхаль». Мероприятие прошло интересно, вместе со взрослыми коллективами, свое творчество представили детские драматические коллективы.
В татарских национальных селах особенно трепетно относятся к возрождению родного языка, национальных традиций. Уже традиционным стал праздник «Сабантуй», который проводится во всех татарских селах района. Активно ведется возрождение фольклорных национальных праздников. Ежегодно в марте месяце проводится старинные татарские праздники «Грачиная каша» и «Ак калфак».
Хочется отметить работу по изучению, возрождению и сохранению русской народной культуры. Сохраняя национальные традиции, проводятся такие мероприятия, как: «Деревенские посиделки», «Ярмарка», «Покров Пресвятой Богородицы», «На Кузьму-Демьяна», «Пасха – Светлое Христово Воскресение», «Прощай, Масленица». Мероприятия готовятся и проводятся вместе с детьми, прививая им интерес к крестьянским праздникам, бережному отношению к национальным традициям, искреннюю любовь к родному краю.
Мы – жители многонационального края, поэтому проведение и участие в мероприятиях, с привлечением людей разных национальностей, вероисповеданий являются одним из приоритетных направлений в работе по укреплению межнационального мира и согласия. Венцом всех национальных праздников является общий праздник-фестиваль национальных сообществ «Мы вместе», который с каждым годом завоевывает симпатии зрителей и увеличивает количество участников художественной самодеятельности. Особый колорит внесли в праздник национальные дома, которые выстроены в едином стиле (улицей). Кроме четырех основных национальностей ежегодно прибавляются новые. Свою культуру представили чуваши, татары, мордва, русские, украинцы, армяне. В 2018 году добавились немцы. Так же на национальной улице был дом «Охотника и рыболова», «Пчелкин дом», «Дом молодежных организаций». Работали спортивные, детские игровые площадки и фотозона. Начался праздник с работы площадок и просмотра национальных домов. Далее следовало шествие национальностей, открывало его красивое слово «Дружба». Яркие красивые большие буквы несли представители разных национальностей. В прологе многонациональная Россия была представлена театрализованной композицией «Матушка Россия – деток мал — мала». Многодетную Россию олицетворяла большая, яркая матрешка, около которой был выстроен сводный хор (150 человек), состоящий из различных национальностей, который далее исполнял песню местных авторов «Похвистневский район». Праздник проходил в преддверии дня Государственного флага, отдельный блок был посвящен нашей государственной символике. Звучал гимн, поднятие флага, стихи, песня «Моя Россия», во время которой на поляну внесли большой флаг (3х6). В торжественную часть входило приветственное слово Главы района, выступление почетных гостей, награждение. Торжественная часть завершилась хореографической композицией «Русь – Россия» в исполнении детей (60 человек), расположенных по всей площадке, в центр которой внесли большой земной шар. Далее зрителям была предоставлена концертная программа самодеятельных коллективов района, а также профессиональных коллективов г. Самара. Весь праздник был пронизан духом патриотизма, гордостью за наш дружный, многонациональный район, за нашу Россию.
Наш многонациональный район богат самобытной культурой и национальными коллективами, которые ведут свою работу на базе КДУ района. 8 коллективов носят звание «Народный». Это Народный ансамбль «Раздолье» (1997 г.) и Народный детский ансамбль «Денница» (2001 г.) – районный дом культуры (РДК), руководитель Гусарова Г.А., концертмейстер Гусаров Ю.Г., Народный чувашский ансамбль песни и танца «Терегель» (1953 г.) – Рысайкинский сельский дом культуры (СДК), руководитель и концертмейстер Имангулов В.Г., хореограф Едифанова Е.Г., Народный ансамбль мордовской песни «Ялгат» (1986 г.) – Подбельский ДК «Родник», руководитель и концертмейстер Куртенков А.Н., Народный ансамбль «Калейдоскоп» (2008 г.) – Подбельский ДК «Родник», руководитель Грабовская О.М., Народный ансамбль чувашской песни «Асамат» (1980 г.) – Среднеаверкинский ЦСДК, руководитель Васюткина О.Н., концертмейстер Гусаров Ю.Г., Народный чувашский театр «Стюхаль» (1975 г.) – Стюхинский СДК, руководитель Убаков А.А.. Так же другие национальные коллективы: ансамбль русской песни «Ларец» (1999 г.) – Староаманакский ЦСДК, руководитель Нестерова Т.Н., концертмейстер Сапугольцев В.А., ансамбль русской песни «Калинушка» (1986 г.) – Саврушский ЦСДК, руководитель Безрукова И.В., чувашский фольклорный ансамбль «Телей» (1993 г.) – Староганькинский СДК, руководитель Якупова Н.А., ансамбль татарской песни «Мирас» – Алькинский ЦСДК, руководитель Ахмитова А.М., ансамбль мордовской песни «Чуделей» (2009 г.) – Большетолкайский СДК, руководитель и концертмейстер Куртенков А.Н., ансамбль татарской песни «Бэхэт» – Старопохвистневский СДК, руководитель Ахмитова А.М..
В районе более 10 лет работает литературно – музыкальное объединение «Родник», собрав вокруг себя талантливых людей различных национальностей. Одним из важных проектов объединения является ежегодный выпуск литературно – художественного альманаха «Родники Земли Похвистневской», в котором публикуются песни и стихи местных авторов. В 2021 году вышел его 9 номер.
Ахратский СДК активно ведет работу по декоративно – прикладному творчеству. Сохраняя традиции и ремесла, заведующая СДК Савачаева Наталья Владимировна, обучает детей старинному ремеслу «Ткачество на бёрдо». Изготавливает национальные пояса для национальных коллективов, каждый пояс неповторим, он выполнено руками и таит в себе множество сплетений божественных чувств и эмоций. В 2020 году Наталья Владимировна удостоилась звания «Мастер декоративно – прикладного творчества Самарской области». За короткие сроки она стала участником и призером не только областных, всероссийских, но и международных конкурсов:
— Международный этно-исторический фестиваль «Русь. Эпоха объединения»;
— Межрегиональный летний фестиваль народных мастеров и художников «Палитра ремёсел – 2019» (г. Саратов);
— Всероссийский фестиваль-конкурс «Алмазные грани»;
— Фестиваль народного творчества «Ремесло не коромысло» (г. Борисоглебск, в этом конкурсе принимало участие 450 человек из 8 стран);
— Международный фестиваль-конкурс «Жар птица России» (г. Москва, где Наталья Владимировна стала лауреатом I степени);
— Международный конкурс – фестиваль «Stаr-fest» (г. Москва, Наталья Владимировна получила Грант-при);
— Межрегиональный фестиваль-конкурс театральных и обрядовых действий «Злат венец»;
— Межрегиональная выставка-ярмарка изделий мастеров декоративно-прикладного творчества и традиционных ремесел «Рождественские узоры Поволжья»;
— Межрегиональный фестиваль народов культуры и творчества «Утевский подсолнух» и другие.
В муниципальном районе Похвистневский во многих сельских Домах культуры оборудованы комнаты крестьянского старинного быта разных национальностей, где все желающие могут ознакомиться с жизнью своих предков. Все экспозиции, как живая легенда, привлекают к себе посетителей. В этно – комнате Староганькинского сельского Дома культуры представлен старинный быт чуваш: дед плетёт лапти, бабушка прядёт, девочка качает в зыбке младенца, стоит печь с кухонной утварью. И всё это переносит нас в далёкое прошлое.
Житель сельского поселения Староганькино, местный поэт Молянов Михаил Дмитриевич купил дом – избу, в которой оформил музей старинного чувашского дома и собрал материалы по истории родного края. Молянов Михаил Дмитриевич регулярно проводит на добровольной основе экскурсии для детей. Он не только рассказывает детям о редких вещах, собранных на территории сельского поселения, но и разрешает потрогать и рассмотреть их подробнее. Дети, знакомясь с экспонатами старинного быта чуваш с большим удовольствием рассказывают и угадывают что же предмет и для чего он нужен. У детей, после посещения избы-музея Д.М. Молянова остается масса положительных эмоций.
В Подбельском ДК «Родник» оформлена этно-комната, где собраны старинные экспонаты мордовского быта, материалы о народной сказительнице Серафиме Марковне Люлякиной и других мордовских поэтов и писателей. В Ёгинском сельском Доме культуры в небольшой этно-комнате для Вас откроется большой мир эрзян нашего района, а домик А.Моро – эрзянского поэта, который находится в старинном селе Красные Ключи, заставит задуматься о том, как жили наши предки. В старинном селе Алькино создан музей татарской национальной культуры, где каждый экспонат как будто живёт и не даёт нам забыть свои национальные корни.
На территории района располагается большое количество памятников и объектов культурного наследия. Но самый известный и значимый объект – это Михайло-Архангельская церковь – памятник деревянного зодчества и культуры 19 века. Построена в 1871 году силами жителей села на месте обветшавшей старой церкви. Это единственная церковь, сохранившаяся в нашем районе в годы Советской власти. В 30-е годы жители села героически отстояли святыню от уничтожения. Недалеко от храма на месте родника оборудована купель и освещена вода. Живописный сельский пейзаж украшает территорию святого источника. Нескончаем поток людей, желающих исцелиться силой в святые воды. В 1999 году Михайло-Архангельская церковь обрела нетленные мощи Святого праведника Петра Чагринского. Сотни верующих стремятся получить чудесную помощь в духовном и телесном исцелении.
#ДеньДружбыНародов2021 #ВсеМыРоссия #ДружбаНародов