Чтобы приблизиться к идеальному родителю, необходимо соблюдать правила трёх «П»: принятие, признание, понимание.
ХАРАКТЕР – это результат семейного воспитания, и его задатки можно увидеть уже на третьем году жизни.
СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ — это наиболее характерные способы общения родителей с ребёнком, использование ими определённых средств и методов педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного взаимодействия. В каждой семье свой стиль общения.
Умение взаимодействовать с детьми очень важно. Все мы, взрослые, задаем один и тот же вопрос: «Где найти время для общения?». Ведь темп сегодняшней жизни настолько высок, что всё происходит в спешке.
Давайте вспомним, как начинается утро в доме. Мы даём детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течении дня. В следующий раз мы встречаемся вечером. Совместный ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты сплачивают семью. Но наше общение ограничено отдельными фразами. Разве можно поговорить, когда работает телевизор и какая-то женщина уже третий раз рекламирует стиральный порошок.
Были проведены исследования, в которых определили время, которое родители затрачивают на разговор с ребёнком.
Как вы думаете, сколько это? (20 минут)
Из них 10 минут приходит на раздачу указаний.
Учёные определили несколько моделей общения, а значит воспитания: авторитарный, демократический, попустительский, хаотический и опекающий.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ:
(в терминологии других авторов – диктат, доминирование). Все решения принимают родители, считающие, что ребёнок во всём должен подчиняться их воле. Такие родители придерживаются карательно-насильственной дисциплины, чрезмерно контролируют все поступки детей, требуют покорности, нетерпеливы к детским недостаткам. Они ограничивают самостоятельность ребёнка. Не обосновывают свои требования, сопровождая их жёстким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Вследствие этого у ребёнка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность, по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль вызывает у ребёнка отчуждение от родителей. Далее такой ребёнок будет конфликтным. Такие отношения исключают душевную близость с детьми.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ:
(авторитетный, сотрудничество). Родители поощряют ответственность и самостоятельность своих детей с учётом их возрастных особенностей, уважают личность ребёнка, принимают его таким, какой он есть, дают понять, что его дела важны для них, доверяют, осуждают не самого ребёнка, а его поступок, прислушиваются к мнению ребёнка, проводят вместе с ним свободное время. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо адаптируются в социуме. Родители требуют от детей осмысленного поведения, чутко относясь к их запросам. При этом проявляют твёрдость, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ:
(либеральный, снисходительный, гипоопека). Ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей. Такие родители почти не контролируют поведение ребёнка. Проявлениями либерализма может быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребёнка, неоправданная идеализация его родителями. При таком воспитании у ребёнка формируется чрезмерное самолюбие, происходит задержка эмоционального развития, возникает недоверие к людям, озлобленность. Могут проявляться эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка. Становясь взрослыми такие дети, конфликтуют с теми, кто не потакает им. Они не способны учитывать интересы других людей.
ХАОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ:
(непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определённых, конкретных требований к ребёнку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле закладывается важная потребность в стабильности, и упорядоченности окружающего мира, наличие чётких ориентиров в поведении и оценках. Такие дети тревожны, неуверенны, импульсивны, а в сложных ситуациях даже агрессивны и неуправляемы, социально дезадаптированы. У детей не формируется самоконтроль, чувство ответственности, заниженная самооценка.
ОПЕКАЮЩИЙ СТИЛЬ:
(гиперопека, концентрация внимания на ребёнке – стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка.Такой стиль развивает у ребёнка чрезмерную значимость, формирует тревожность, беспомощность, социальную дезадаптацию.
10 заповедей для родителей
1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать собой.
2. Не требуй от ребёнка платы за то, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, это и есть необратимый закон благодарности.
3. Не относись к проблемам ребёнка свысока. Жизнь дана каждому по силам, и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может, и больше, поскольку у него нет опыта.
4. Не вешай на ребёнка свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и пожнёшь.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай на них как можно больше внимания — мы никогда не можем знать ,кого мы встречаем в ребёнке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделанное всё возможное.
8. Ребёнок — не тиран, который завладевает твоей жизнью, и не только плод твоей плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня.
9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребёнка любым — не талантливым, некрасивым, неудачливым, люби глупым, неуправляемым маленьким; люби нескладным, эгоистичным, сердитым подростком; люби не оправдавшим надежды и ожидания и надежды, скрытным, странным, несчастным взрослым… Общаясь с ним — радуйся всегда с полным правом, потому что ребёнок — это твой праздник, который пока с тобой.
Семья м.р. Похвистневский педагог-психолог отделения Вильданова А.Н.