Одной из самых щепетильных и ответственных тем при общении с ребенком являются наркотики.
По мнению педагогов и психологов, чем раньше начать работу с вашим ребенком – «против» употребления наркотиков и – «за здоровый образ жизни», тем больше вероятности, что действия достигнут нужного вам результата.
Для такого разговора очень важно, чтобы между родителями и детьми сформировались доверительные отношения.
Если отношение к наркотикам у вашего ребенка не сформируете вы как родитель, то это обязательно сделает кто-то другой (сверстники, друзья, улица). Вы можете дать понять своим детям, что с вами тоже можно поговорить о наркотиках!
6–8 лет
Наверняка, в 6–8 лет дети уже что-то слышали о наркотиках благодаря СМИ. Именно в этом возрасте они, как правило, не оспаривают авторитет родителей и готовы делиться своими мыслями.
Вот несколько советов, как можно начать беседу с детьми:
- Когда даете ребенку какое-то лекарство или принимаете его сами, нужно объяснить, что лекарство можно брать только у взрослого человека, вызывающего доверие. Например, у мамы, папы, школьной медсестры или врача;
- Обязательно объясните, что пользоваться шприцом может только медсестра в поликлинике или больнице. Поэтому ни в коем случае нельзя подбирать шприцы на дороге, на детской площадке, возле детского сада/школы;
- При показе по телевизору или в газете истории о наркотиках, нужно воспользоваться случаем и начать беседу. Следует спросить ребенка, что ему известно о наркотиках. Затем доступным и понятным языком объяснить, почему наркотики могут быть опасны (лучше в форме сказки).
Чем старше дети, тем важнее для них мнения друзей, а откровения с родителями уходят на второй план. В настоящее время около 15% школьников впервые пробуют наркотики в 11–14 лет.
11–14 лет
На данном этапе доверительные беседы принесут много пользы. Попробуйте руководствоваться следующими принципами:
- Постараться находить как можно больше времени для общения с ребенком. Побуждать его описывать собственные чувства и эмоции;
- Относиться к проблемам ребенка серьезно, даже если они кажутся абсолютно незначительными, посколь-ку для ребенка они всегда очень важны;
- Интересоваться отношением школы к наркотикам. Спрашивать, что и как рассказывают об этом в образовательном учреждении;
- Продолжать при удобном случае аргументированно описывать ребенку свое отношение к наркотикам;
- Покажите ему веб-сайты, документальные фильмы антинаркотической направленности, посмотрите вместе фильм Даррена Аранофски «Реквием по мечте». Не держите ребёнка в информационном вакууме — он заполнит его из других источников. И не факт, что они будут достоверными и адекватными.
С ребенком любого возраста:
- Всегда общайтесь! Иначе он пойдет со своими проблемами туда, где его будут слушать, и между вами вырастет стена. И главное, не путайте общение с нравоучениями.
- Старайтесь выслушать и понять его! Не спорьте и не навязывайте свою точку зрения. Относитесь к нему как к равноправному партнеру и считайтесь с ним.
- Расскажите о своем детстве и юности. Выслушав вас ребенок поймет, что вы сталкивались с такими же проблемами, как и он. Часто дети думают, что их переживания исключительны , что кроме них такого еще никто не переживал.
- Будьте всегда поддержкой ребенку. Пусть он знает, что может обратиться к вам в любой момент и вы всегда окажете ему помощь. Ребенок должен знать, что он интересен вам, что вам не безразлично, где он и с кем.
- Старайтесь проводить время с ребенком и дружить с его друзьями. Даже если вы считаете, что друзья вашего ребенка ему совсем не подходят. Лучше приглашайте их к себе домой. Так вам будет удобнее контролировать их времяпровождение.
- Будьте тверды в своих убеждениях и последовательны в поступках. Дайте понять ребенку, что вы не меняете своих убеждений, и что на вас нельзя оказать давления.
Будьте достойным примером подражания для своих детей!
А.И. Дарина, социальный педагог отделения Семья м.р. Похвистневский ГКУ СО «КЦСОН СВО»