ВОСПИТАНИЕ – НЕ ДРЕССУРА, ИЛИ БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА

Хочется познакомить вас с одним общим принципом, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот — безусловное принятие. Что он означает?
Безусловно принимать ребенка — значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Многие родители ошибочно считают, что награды и наказания — главные воспитательные средства. Но вот беда: эти средства не всегда действуют. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится.

Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка — это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься» и т.п.
Такие знаки безусловного принятия, как обнимание ребенка несколько раз в день (не менее 8 в день) питают его эмоционально, помогая психологически развиваться.
Часто родители спрашивают:
«Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?»
Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом.
Обращаем ваше внимание на следующие правила:
1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.
3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.
«Иду домой как на поле битвы», «По ночам перестала спать — все плачу…». Поверьте, даже если дело дошло до таких крайностей, крайностей для обеих сторон, еще не все потеряно: родители могут вернуть мир в семью.
Но для этого надо начинать с себя. Почему с себя? Потому что у взрослых больше знаний, способности контролировать себя, больше жизненного опыта.
Что же делать в случаях, когда родителей переполняют эмоции?

1. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Правило говорит о том, что чувства, особенно если они отрицательные и сильные, ни в коем случае не стоит держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Обмануть такими усилиями вы никого не сможете: ни себя, ни своего ребенка, который без труда «читает» по вашей позе, жестам и интонации, выражению лица или глаз, что что-то не так. Как же сказать о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА.
Сообщите О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении.
Примеры сообщений ребенку о своих чувствах:
1.Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.
2.Меня очень утомляет громкая музыка.

Научиться посылать «Я-сообщения» непросто, так же, как и активно слушать ребенка. Потребуется тренировка, и на первых порах трудно будет избегать ошибок. Одна из них состоит в том, что иногда, начав с «Я-сообщения», родители заканчивают фразу «Ты-сообщением».
Например: «Мне не нравится, что ты такая неряха!» или «Меня раздражает это твое хныканье!»
Общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными.

Как общаться с ребенком?
• Безусловно принимать его (значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, а за то, что он есть).
• Активно слушать его переживания и потребности (значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство).
• Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
• Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется сам.
• Помогать, когда просит.
• Поддерживать успехи.
• Делится своими чувствами (значит доверять).

В вопросах дисциплины нужно придерживаться следующих правил:
Правило 1: Ограничения, правила, запреты должны быть в жизни каждого ребенка.
Правило 2: Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Правило 3: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. (Активность ребенка нельзя сдерживать, но нужно направлять ее в нужное русло и т.д.)
Правило 4: Правила, ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой.
Правило 5: Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественным, чем повелительным.
Правило 6: Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Кадямова А., педагог — психолог
отделения Семья м.р.Похвистневский
ГКУ СО «КЦСОН СВО»

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Решаем вместе
Возникли вопросы по ведению бизнеса? Единое окно обращений по вопросам предпринимательства

Читайте Главу района в BK: https://vk.com/id717791121

Читайте Главу района в ОК: https://ok.ru/profile/597643740724

Читайте Главу района в t.me: https://t.me/RyabovYF