Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие; спор, грозящий осложнениями.
Конфликты между людьми возникают неизбежно. Невозможно найти двух человек, мнения которых бы полностью совпадали. С одной стороны, это плохо, а с другой — наличие нескольких точек зрения на ситуацию позволяет оценить ее с разных сторон и найти самое оптимальное решение возникшей проблемы или задачи. Как это ни парадоксально, но правильное разрешение конфликта способно даже укрепить и улучшить отношения между людьми.
Американский психолог Кеннет Томас выделил следующие способы регулирования конфликтов:
- соперничество {конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
- приспособление у означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека;
- компромисс, т. е. взаимные уступки;
- избегание, для которого характерно отсутствие как стремления к кооперации, так и тенденции к достижению собственных целей;
- сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
«Как вести себя при конфликтной ситуации»
Нельзя!
- Критически оценивать оппонента.
- Приписывать ему низменные или заведомо негативные намерения.
- Демонстрировать собственное превосходство.
- Обвинять и приписывать ответственность только оппоненту. Игнорировать его интересы.
- Видеть все только со своей позиции.
- Преувеличивать свои заслуги и преуменьшать заслуги партнера в разрешении конфликтной ситуации.
- Раздражаться, кричать, нападать на оппонента.
- Задевать «болевые точки» и уязвимые места оппонента.
5 шагов к успешному разрешению конфликтов!
- Проанализируйте, что происходит
Первое, что нужно сделать, если вы оказались в конфликтной ситуации — это попытаться успокоиться и глубоко вдохнуть.
Импульсные действия принесут вам больше вреда, чем пользы, поэтому важно стремиться избегать их. Иногда мы просто неправильно интерпретируем человека.
- Начать разговор
Обдумайте фразу или несколько важных предложений, которые могут превратиться в ключевой элемент разговора. Не позволяйте себе комментировать личные качества противоположной стороны — это грубо и показывает слабость.
- Не требовать!
Если мы не скажем окружающим нас людям, чего мы хотим, они не могут этого узнать.
Говорите спокойно, твердо, без каких-либо требований или колебаний.
- Обратите внимание на последствия
Объясните, что произойдет, если вы добьетесь успеха или не сможете разрешить конфликт мирным путем.
Дайте выбор. Не угрожайте!
- Будьте готовы к переговорам
Слушайте точку зрения вашего оппонента.
Мы слушаем не от хорошего воспитания, а для того, чтобы попытаться услышать и действительно понять. Способность поставить себя на место другого помогает в разрешении любых споров. Всегда есть вероятность, что мы можем ошибиться на свой счет. Так что будьте готовы даже извиниться!
Правила эффективного поведения в конфликте.
1.Остановись, не торопись реагировать
2.Дай себе немного времени, чтобы оценить ситуацию.
3.Откажись от установки «Победа-любой ценой!»
4.Подумай о последствиях выбора!
Когда ты раздражен, разгневан…
-дай себе минуту на размышление и чтобы не произошло, не бросайся сразу в бой;
-сосчитай до 10 и сконцентрируй внимание на своем дыхании;
-попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут;
-если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой.
Кадямова А., отделения Семья м.р.Похвистневский ГКУ СО «КЦСОН СВО»