В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией, учреждённого 9 декабря Генеральной Ассамблеей ООН, Самарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о национальных мерах по противодействию коррупции, связанных с приёмом на работу бывшего государственного и муниципального служащего.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, (далее – бывший государственный служащий) в течение 2 лет со дня увольнения с федеральной государственной службы имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, при соблюдении следующих условий:
— отдельные функции по государственному управлению этими организациями не входили в его должностные (служебные) обязанности,
— наличие согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия);
При этом бывший государственный служащий обязан сообщать новому работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
Аналогичные требования относятся к приему на работу бывших муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с бывшим государственным служащим, в течение 2 лет после его увольнения с государственной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Порядок такого сообщения установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 700.
При этом обязанность сообщения предусмотренных законом распространяется на всех без исключения работодателей, и не должна зависеть от их волеусмотрения, так как только соответствующая Комиссия, получив от работодателя предусмотренные сведения, определяет входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного или муниципального служащего отдельные функции государственного и муниципального управления коммерческой или некоммерческой организацией, в которой он занимает новую должность.
Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия в течение 7 дней со дня поступления указанного обращения, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение 1 рабочего дня и уведомить его устно в течение 3 рабочих дней.
Несоблюдение бывшим государственным и муниципальным служащим указанных требований, влечет прекращение такого трудового или гражданско-правового договора, заключенного с указанным гражданином по новому месту работы.
Новый работодатель при приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего также обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы (ч. 4 ст. 12 Закона «О противодействии коррупции»).
Неисполнение работодателем указанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного или муниципального служащего, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере — от 2 до 4 тыс. рублей;
на должностных лиц — от 20 до 50 тыс. рублей;
на юридических лиц — от 100 до 500 тыс. рублей.
По результатам проверок, проведенных Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в данной сфере, в 2014 году выявлено 86 нарушений, опротестовано 59 нормативных правовых акта, внесено 25 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 9 должностных лиц, 4 лица привлечена к административной ответственности.
В 2015 году выявлено 56 нарушений, опротестовано 29 нормативных правовых акта, внесено 22 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 16 должностных лиц, 8 лиц привлечено к административной ответственности.