ВИДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Проблема домашнего насилия считается сегодня довольно распростра-ненным и остро стоящим социальным явлением. Чаще всего жертвами ста-новятся женщины и дети. Число административных и уголовных дел растет, но все же львиная доля случаев насилия в семье остается скрытой. В Самар-ской области год от года все больше детей страдают от рук взрослых…В этой статье попытаемся разобраться, что такое домашнее насилие по отношению к ребенку, какие виды и формы существуют и, главное, — ка-кие последствия эти формы несут.Насилие в семье – это угрозы или повторяющиеся действия насильствен-ного характера, производимые одним индивидом в отношении к другим, нахо-дящимся в близкородственных связях с ним.
В отношении детей выделяют четыре вида насилия:
1. Физическое
— преднамеренное нанесение ребёнку побоев, травм, повреждений, вслед-ствие чего страдает его физическое и психическое здоровье
Формы: такие действия, как битье, пинки, укусы, ожоги, резкие толчки или нанесение ребенку физических повреждений другими способами
2. Сексуальное
— вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непря-мые действия сексуального характера со взрослыми с целью получения по-следними сексуального удовлетворения или выгоды.
Формы: предложения сексуального характера, сексуальные ласки, демон-страция гениталий, мастурбация взрослого в присутствии ребенка, демон-страция порнографии и использование ребенка в порнографических целях, принуждение ребенка к сексуальному поведению с животным, сексуальная эксплуатация ребенка с целью получения выгоды в денежной или иной форме.
3. Психологическое (психоэмоциональное) — враждебное или безразличное отношение к ребенку/подростку, приводящее к снижению самооценки, утра-те веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации ребенка, у которого создается впечатление, что он никчемный, нелюбимый, порочный и заслуживающий подобного негативного отношения.
Формы: отвержение (действия, демонстрирующие неприятие ребенка, принижающие его достоинство); терроризирование (угроза причинить ре-бенку физический вред, постановка перед ребенком сверхсложных задач с угрозой наказания за их невыполнение); изоляция (необоснованное ограничение или запрещение социальных контактов ребенка со сверстниками); эксплуата-ция /развращение (побуждение к антисоциальному поведению: преступной де-ятельности, проституции, порнографии, употреблению наркотиков); игно-рирование (отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка, фор-мальное взаимодействие с ребенком).
4. Пренебрежение основными нуждами:
— Неспособность родителей реагировать на нужды ребенка и включает отсутствие заботы о его физическом состоянии, о получении им образования и эмоциональную безучастность.
— Отсутствие заботы о физическом состоянии: родители оставляют ре-бенка, выгоняют из дома или отказываются принимать его домой.
— Пренебрежение образованием: ребенок часто опаздывает в школу и ча-сто пропускает занятия; родители не интересуются школьными проблемами и успеваемостью ребенка и др.
— Заброшенность здоровья: родители отказываются от необходимых для ребенка медицинских процедур или избегают их; ребенку не покупают необхо-димые лекарства.
— Эмоциональная безучастность родителей: нежелание или неспособность оказывать ребенку психологическую поддержку; супружеское насилие в при-
сутствии ребенка; вербальные угрозы, оскорбления, унижения, обзывания и др.
Последствия насилия в семье- нарушения физического, психологического и социального развития.
Физические особенности:
— отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников;
— позже начинают ходить, говорить, реже смеются;
— значительно хуже успевают в обучении, чем их одногодки;
— часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ног-тей, раскачивание;
— у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности – пе-дикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
Психологические особенности:
— часто испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявля-ется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины или чрезмер-но пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками;
— любым путем привлекают к себе внимание, что иногда проявляется в ви-де вызывающего, эксцентричного поведения;
— несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками (при сексуальном насилии);
— низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению чувства вины, стыда, неполноценности;
— высокая частота депрессий, что проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, в нарушениях сна. В старшем воз-расте у подростков могут наблюдаться попытки покончить с собой.
Социальные последствия:
— трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соот-ветствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают доста-точным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет и др.;
— пристрастие к алкоголю, наркотикам; они начинают воровать и совер-шать другие уголовно наказуемые действия;
— трудности при создании собственной семьи; они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональ-ные проблемы.
Тема следующей статьи — «Право на любящих и все понимающих родите-лей, или Прежде чем воспитывать ребенка …»
Дарина А.И.
социальный педагог отделения Семья м.р. Похвистневский
ГКУ СО «КЦСОН СВО»